Психологическая


психологическая экспертиза, психологияМы предлагаем следующие услуги в области судебной психологии:

1. Проведение судебно-психологических экспертиз по уголовным и гражданским делам.
2. Консультативная помощь по видам и форме назначения экспертиз, формулировке вопросов к экспертам, разъяснению пределов компетенции экспертов в рамках судебных психологических экспертиз, комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз и иных комплексных экспертиз.
3. Иные формы использования специальных психологических познаний в уголовном и гражданском процессе.


Преимущества проведения психологических экспертиз и исследований в нашей организации:
1. Соответствие экспертов требованиям, предъявляемым действующим законодательством: наличие специальных познаний в области судебной психологии и смежных областях, подтвержденное соответствующими документами, а также наличие высшей квалификационной категории.
2. Богатый опыт сотрудничества с прокуратурой, судами и следственными отделами МВД Алтайского края (стаж экспертной работы – с 1997 года).
3. Эксперты имеют опыт работы в составе экспертных комиссий по проведению психолого-лингвистических, психолого-искусствоведческих и психолого-сексологических экспертиз, а также опыт сотрудничества со следственными органами в рамках розыскных мероприятий и аналитической работы (анализ видеозаписей и письменной продукции, составление психологического портрета на основании свидетельских показаний, посмертные, заочные судебно-психологические экспертизы).
4. Возможность предоставления судебно-следственным органам информации консультативного характера, включая методические рекомендации по назначению судебных психологических экспертиз, формулировке вопросов к экспертам, оценке содержательной части экспертных заключений, данных другими экспертами и экспертными учреждениями.
5. Познания экспертов не ограничиваются судебной психологией и включают в себя знания в области индустриальной психологии, клинической психологии, психиатрии (в том числе детской), подтвержденные соответствующими документами.
6. Возможность проведения комиссионных психологических экспертиз, что обусловливает наибольшую точность и аргументированность экспертного заключения, не нарушая принципа личной ответственности.
7. Постоянное обновление теоретической и методологической базы, использование современных психодиагностических инструментов и средств анализа данных (включая компьютерные программы и базы данных, а также лицензированные психологические тесты).
8. Мобильность экспертов: возможность выезда в суды, следственные отделы, на место преступления.

Сроки проведения психологических экспертиз и исследований зависят от объема работ, сложности исследования, а также времени, необходимого для вызова подэкспертных для собеседования и проведения психологического исследования. Среднее время производства психологической экспертизы - 3-4 недели, однако, оно может увеличиваться в случае проживания подэкспертных в отдаленных районах.

К компетенции судебной психологической экспертизы могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отношение к делу и юридическую значимость.

Предметом судебной психологической экспертизы являются имеющие значение для правосудия фактические данные о закономерностях и особенностях протекания и структуры психических процессов (психической деятельности) субъекта, а также об условиях отражения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологического исследования и экспертной оценки. Предметом исследования являются особенности функционирования психической деятельности человека в юридически значимых ситуациях независимо от того, являются ли они патологическими или возрастными, личностными, эмоциональными.

Основным объектом судебной психологической экспертизы является психическая деятельность субъекта правовых отношений (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика, пр.), т.е. психическая деятельность лица в юридически значимых ситуациях.
Для проведения судебной психологической экспертизы могут быть предоставлены, помимо живых лиц, любые материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека. Такими источниками могут служить:
- вещественные доказательства,
- документы как особый вид доказательств, 
- протоколы допросов и следственных действий,
- заключения судебных экспертиз,
- справки, медицинские карты, характеристики, трудовые книжки, послужные списки и т.п.,
- продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, дневники, письма, рисунки, пр.), 
- фото- и видеодокументы.  

Виды судебно-психологической экспертизы в зависимости от объекта:
- экспертиза живых лиц (подвиды: экспертиза взрослого человека, несовершеннолетнего 12-18 лет, ребенка, лица престарелого или старого возраста), предполагающая очное обследование лица;
- заочная экспертиза, проводимая в отсутствии лица, либо в отношении умершего лица (посмертная);
- экспертиза вещественных доказательств (текстов, видео, аудиозаписей, материализованных продуктов деятельности);
- экспертиза группы (преступной, семейной, формальной, творческой).

Виды судебной психологической экспертизы в зависимости от категории дел

СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Традиционное участие экспертов-психологов в уголовном процессе включает в себя следующие виды экспертиз:

1. Выявление индивидуально-психологических особенностей обвиняемого с целью установления обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, с целью способствования решению вопроса о назначении вида наказания.
Поводами для назначения этого вида экспертизы являются:
- явно неблагоприятные условия окружающей среды, в которой длительное время находился правонарушитель;
- резко выраженные характерологические особенности: чрезмерная вялость/активность, замкнутость или эйфория и т.п.;
- несоответствие характера поведения целям и мотивам преступления.
- предположение о возможности совершения правонарушения в силу повышенной внушаемости, групповой зависимости и т.п.;
- предположение о возможности совершения преступления в результате принуждения либо зависимости.
В ходе СПЭ могут быть оценены:
Степень принуждения (в том числе в форме угрозы), как существенно ограничивающего избирательность, произвольность поведения или не имевшего такого значения.
Индивидуально-психологические особенности обвиняемого (в том числе отставание в психическом развитии) которые могли существенно повлиять на принятие решения о совершении инкриминируемых ему действий, повлиять на его поведение в момент совершения противоправных действий (эмоциональная неустойчивость, внушаемость, групповая зависимость, подчиняемость и др).

2. Судебная психологическая экспертиза аффекта (особого эмоционального состояния).
Поводы для обязательного назначения экспертизы:
- данные об аккумуляции эмоциональных переживаний (наличие продолжительной во времени психотравмирующей ситуации, в которой находился обвиняемый и т.п.);
асоциальное поведение потерпевшего, провоцирующее на совершение преступления;
- наличие давления обстоятельств, предположение о субъективной безвыходности ситуации, предшествующей правонарушению;
- наличие несоответствия между целями поведения в криминальной ситуации и средствами, направленными на достижение целей;
- необычность поведения субъекта во время совершения правонарушения: странности во внешнем облике, мимике, жестикуляции, телодвижениях (например – большое - количество стереотипно нанесенных ударов и т.п.);
- парадоксальное, необычное поведение в посткриминальной ситуации.

3. Судебная психологическая экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими.
Поводы для назначения:
- инфантильность поведения и мышления (несоответствие поступков и суждений возрастному уровню данного лица, их детскость), неспособность к самостоятельным умозаключениям;
- несоответствие мотивов содержанию и целям действий;
- нарушения целенаправленности и критичности поведения;
- неспособность к социальной коррекции поведения;
- умственная отсталость несовершеннолетнего обвиняемого.
СПЭ может быть назначена только после проведения судебной психиатрической экспертизы и при наличии в поведении лица одного или нескольких из вышеуказанных психических проявлений, свидетельствующих о возможности его отставания в психическом развитии. При этом ни педагогическая запущенность, ни низкая успеваемость сами по себе не являются показателями отставания в психическом развитии несовершеннолетнего.

4. Судебная психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.

5. Судебная психологическая экспертиза обоснованного риска.

6. Судебная психологическая экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания.
Поводы для назначения:
- необычность, причудливость мотивации поведения свидетеля, потерпевшего;
- резкое отличие поведения этих лиц от традиционного поведения представителей данной возрастной и половой группы;
- предположение о возможности оказания давления на свидетеля, обвиняемого, потерпевшего;
- сомнения в правдивости, исходя из личности свидетеля или потерпевшего и характера ситуации, данных показаний (расхождение или противоречивость показаний свидетелей, потерпевшего либо обвиняемого).

7. Судебная психологическая экспертиза видеоматериалов.
Необходимость экспертной оценки видеоматериалов представляется важной в ситуациях, когда:
- обвиняемый (подозреваемый) отказывается от ранее данных показаний, аргументируя отказ тем, что ранее данные показания давались им под воздействием (физическим либо психологическим) со стороны допрашивающих лиц;  
- есть вероятность, что в дальнейшем обвиняемый (подозреваемый) совершит попытку сменить показания (экспертиза в данном случае будет носить превентивный характер);  если на видеоматериалах зафиксированы показания, потерпевшего (свидетеля), которые радикально противоречат ранее данным показаниям;  
- если имеются иные основания предполагать, что на свидетеля (потерпевшего, подозреваемого и т.п.) оказывалось какое-либо воздействие в ходе дачи им показан
- видеоматериалы являются единственным доказательством по делу и нет иной возможности оценить психическое состояние лица, зафиксированного в видеозаписи (например, если на видеозаписи зафиксированы этапы подготовки и реализации самоубийства).  

8. Судебная психологическая экспертиза способности потерпевших по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление.
Поводом для назначения экспертизы может быть:
- малолетний возраст потерпевшей (потерпевшего);  
- наличие неадекватной или чрезмерно выраженной эмоциональной реакции потерпевшей (потерпевшего) на криминальную ситуацию;  
- наличие признаков отставания в психическом развитии потерпевшей (потерпевшего);  
- несоответствие показаний потерпевшей показаниям обвиняемого.  

9. Судебная психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством.
Поводы для назначения экспертизы:
- сомнение в мотивах самоубийства;  
- возникновение предположения о возможности инсценировки самоубийства;  
- возникновение предположения о доведении до самоубийства.

СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

1. Судебная психологическая экспертиза при рассмотрении дел, квалифицируемых как введение в заблуждение.  
Поводы для назначения экспертизы:
- данные об определенных психофизиологических особенностях одного из участников сделки;  
- данные об определенном психофизиологическом состоянии одного из участников сделки;  
- противоречивость в объяснениях сторон по поводу намерений и мотивов заключения сделки;  
- неспособность истца объяснить причины заключения сделки;  
- наличие принципиальных противоречий объяснений сторон иным доказательствам по делу.  

2. Судебная психологическая экспертиза при рассмотрении дел, квалифицируемых как обман, угроза и т.п.

3. Судебная психологическая экспертиза по делам о возмещении ущерба, причиненного дееспособным гражданином, не способным в момент причинения ущерба понимать значение своих действий или руководить ими.

4. Судебная психологическая экспертиза по делам о возмещении ущерба (при решении вопроса о грубой или простой неосторожности как потерпевшего, так и причинителя ущерба.

5. Судебная психологическая экспертиза по делам по регрессным искам о возмещении вреда, и в случаях, когда необходимо выяснить, не действовало ли лицо при обстоятельствах, указанных в ст. 1078 ГК («Ответственность за вред, причиненный гражданином, не способным понимать значения своих действий»).
Цели психологической экспертизы по группе дел 3-5 заключаются в следующем:
- установление способности стороны в деле (чаще – ответчика) в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий и в полной мере сознательно управлять ими;  
- установление способности стороны, свидетеля правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;  
- исследование личностных особенностей сторон, участвующих в деле, а также их влияние на способность сторон правильно воспринимать ситуацию действия, осознавать фактический характер собственных действий, прогнозировать их возможные последствия и давать им оценку;  
- установление психического (эмоционального) состояния сторон в момент совершения действий, подвергаемых юридической оценке;  
- установление способности лица надлежаще осуществлять профессиональные функции по управлению современной техникой.  

6. Судебная психологическая экспертиза по делам о праве на воспитание детей.
Данная категория экспертиз на настоящее время является наиболее востребованной. В то же время, именно эта категория является наиболее сложной, так как требует одновременного учета большого количества факторов (индивидуально-психологические особенности каждого из родителей, особенности ребенка, особенности стилей воспитания и эмоциональная связь ребенка с каждым из родителей).

7. Судебная психологическая экспертиза морального вреда (ст 151, 1100, 1101 ГК РФ).

Комплексная психолого-лингвистическая судебная экспертиза

Назначение в судебной практике психолого-лингвистической экспертизы устных и письменных текстов позволяет избежать одностороннего и необъективного изучения свойств представленных объектов (аудио- и видеозаписей разговоров, письменных текстов СМИ и массовой коммуникации, протоколов допроса/опроса и т.п.). 

Речевое взаимодействие представляет собой постоянный процесс установления соответствия между интересами адресанта и адресата и интересами формирующейся общности, в ходе которого создается пространство речевой коммуникации, имеющее вертикальные (пристройка, доминирование, подчинение), горизонтальные (межличностная дистанция), территориальные и временные измерения, определяющие характер психологического коммуникативного контакта. Исследование воздействия коммуникантов друг на друга связано с установлением его вербальных и невербальных механизмов: «лингвистики лжи», лингвистической (или языковой) демагогии, речевых манипуляций, речевого планирования, контроля. Это позволяет адресанту ставить цели коммуникации и достигать их наиболее оптимальным способом. Отнесенность речи к сквозным (или интегральным) психическим процессам позволяет говорить о том, что по речевым проявлениям можно судить о целом ряде личностных (индивидуально-психологических) особенностей.

Предметом психолого-лингвистической судебной экспертизы становится не только значение (смысловое содержание) текста, но и восприятие данного текста адресатом, а также интенция адресанта, воздействие данного текста на адресата (что зависит как от содержания, так и от условий представления текста).

     

  Наверх