Заказать звонок
/ 5 признаков провокации взятки или коммерческого подкупа

5 признаков провокации взятки или коммерческого подкупа

22 ноя 2019
Кратко

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях", «Ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ) наступает лишь в случае, когда попытка передачи денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания услуг имущественного характера осуществлялась в целях искусственного формирования доказательств совершения преступления или шантажа и должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, заведомо для виновного не совершало действия, свидетельствующие о его согласии принять взятку либо предмет коммерческого подкупа, или отказалось их принять».

От провокации взятки закон отграничивает «подстрекательские действия сотрудников правоохранительных органов», которые «совершаются в нарушение требований статьи 5 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и состоят в передаче взятки или предмета коммерческого подкупа с согласия или по предложению должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, когда такое согласие либо предложение было получено в результате склонения этих лиц к получению ценностей при обстоятельствах, свидетельствующих о том, что без вмешательства сотрудников правоохранительных органов умысел на их получение не возник бы и преступление не было бы совершено».

Исходя из сказанного в законе, признаки провокации или подстрекательства представляют собой отрицательные ответы на вопрос: «Было бы действие совершено, если бы Ф.И.О. не делал вот так?».

Обобщая наш экспертный опыт, приведем 5 коммуникативных признаков провокации взятки, которые говорят как минимум о необходимости консультации эксперта по этому вопросу:

1. Проявление и поддержание инициативы в общении: «провокатор» и «подстрекатель» сам инициирует первую встречу либо инициативно выступает за последующие: «Телефон мой знаете, если будут какие-то проблемы, вопросы, обращайтесь». Очевидно, что при категоричном отказе даже самому настойчивому взяткодателю останется только кинуть чемодан с деньгами в форточку контрагента либо, если речь о взяткополучателе, вырвать деньги из его дрожащих рук (но это будет уже совсем другая история…).

2. Инициирование встреч в неофициальной обстановке – где угодно, только не в рабочем кабинете «провокатора»: в кафе, в личном автомобиле, дома и т.п. Одновременно «провокатор», как правило, пытается расслабить собеседника – переходит на «ты», выражает симпатию, сочувствие: «Вадим Петрович, если бы вы мне были как-то не нравились, меня бы здесь не было. Я вообще довольно внимательно слежу, как вы бизнес ведете, как с партнерами общаетесь, и мне это все глубоко симпатично. Я бы с вами, знаете, даже хотел бы водки выпить».
Такие отступления от официально-делового регламента призваны убедить контрагента, что человек готов «порешать вопросы» неофициальным, незаконным путем.

3. Преувеличение масштаба проблемы контрагента таким образом, что при первоначальном отсутствии намерения что-либо передать и даже предложить последний приходит к мысли о том, что это без этого не обойтись. Приведем пример:
«Вадим Петрович, вы не осознаете масштаба ситуации. Если вот так сидеть сложа руки и ждать с моря погоды, авось суд рассудит, можно такого дождаться. У оппонентов ваших связи большие и руки длинные. Вы не только это дело проиграете, сами гол как сокол останетесь, вы и жену свою подставите, и сына. Потому что там такие факты откроются, что только нужным структурам команду «фас» скажи, и все поедут лес пилить. И у них выход на такие структуры есть».
Подобное нагнетание инициируется, как правило, до попыток слушающего что-либо предложить.

4. «Скажи ты». «Провокатор» внимательно и практически молча слушает, а затем задает массу уточняющих вопросов, не говоря ни «да», ни «нет»:
Я понял вас, и что вы хотите?
Каким образом, по вашему представлению, я должен это сделать?
Скажите конкретно, что вы от меня хотите?
Вы понимаете, что с моей стороны это будут не вполне законные действия?
Какие варианты вы предлагаете? Я готов вас выслушать, но сам предлагать ничего, конечно же, не могу.
Подобные вопросы и высказывания должны быть проанализированы в целостном контексте разговора, поскольку в ряде случаев оправданы ситуацией: собеседник мямлит, ходит вокруг да около и не позволяет понять, что же ему все-таки нужно. В такой ситуации со стороны делового человека, ценящего свое время, закономерно прямо спросить «Чё надо?».

5. Наведение тумана и неискренность в общении.
Немногие обладают сильной проницательностью и способны по ходу общения понять, что собеседник с ними неискренен, и скорректировать свои действия. Большинство понимает, что их подставили, уже после случившегося. Для того, чтобы доказать умысел «провокатора»,  нужно проанализировать не только речь, но и неречевые особенности.
А. К речевым признакам неискренности можно отнести обилие клише, малозначащих фраз, уход от ответа на вопросы. Как правило, все эти тактики позволяют обнаружить, что ситуация передачи денег составляет для говорящего так называемую проблемную информационную зону. Он одновременно и не должен об этом говорить (потому что понимает незаконный характер происходящего) и должен это сделать (например, ставя перед собой задачу «раскрутить» собеседника на предложение).
Б. Основным неречевым признаком неискренности является факт сотрудничества «провокатора» с правоохранительными органами. В результате человек приходит на встречу со специальным техническим оснащением (средствами аудио- или видеофиксации) и, как правило, подготовленным и настроенным на определенный ход беседы. Опытный эксперт-лингвист без труда узнает «заряженного», даже если по звуку не вполне понятно, где находится устройство записи.

Отметив эти и подобные признаки в ситуации общения по поводу взятки или коммерческого подкупа, можно всерьез задуматься об их провокации. А убедиться в обоснованности подозрений поможет консультация с экспертом-лингвистом. В ходе предварительной оценки содержания разговоров и ситуации общения эксперты помогут сформулировать правильные для конкретной ситуации вопросы и предложить соответствующее исследование или экспертизу: психологическую, лингвистическую, фоноскопическую или (скорее всего) комплексную.

Закрыть