Заказать звонок
/ Статьи

Психологическая экспертиза: с кем останется ребенок?

2 мая 2018
Немного теории
Экспертиза по делам о детско-родительских отношениях – наиболее востребованный вид психологической экспертизы в гражданском процессе. Она необходима, когда в судебном порядке требуется определить место жительства ребенка, порядок общения с ним одного из родителей или когда стоит вопрос о лишении или ограничении родительских прав.

Психологическая экспертиза по делам о детско-родительских отношениях проводится по определению суда и может быть инициирована ходатайством любой из сторон судебного процесса.

Также любой из родителей может в досудебном порядке обратиться к эксперту-психологу и получить заключение специалиста по интересующим его аспектам семейных взаимоотношений. Такое заключение приобщается к делу и используется в качестве доказательства позиции инициатора.

Экспертизу о детско-родительских отношениях может проводить только специалист с высшим образованием по профилю «Психология». Кроме того, традиционно значимым для судебного эксперта является экспертный стаж и владение соответствующими методиками исследования.

Вопросы, решаемые психологом


Психологическая экспертиза, связанная с детско-родительскими отношениями, всегда проводится в интересах ребенка, а заключение должно отражать объективную ситуацию и не может быть ангажировано одной из сторон.

Как мы не раз уже писали, перечень вопросов для экспертизы лучше всего обговорить непосредственно с экспертом. В самом общем виде круг проблем, которые решает эксперт, выглядит вот так:
  1. личностные характеристики родителей или опекунов;
  2. уровень психологического развития и социальной адаптации ребенка;
  3. оказание давления на ребенка;
  4. эмоциональная привязанность/неприязнь ребенка к родителю;
  5. способность родителя создать комфортные условия для ребенка;
  6. психотравмирующий для ребенка характер взаимоотношений с одним из родителей и пр.

Как проводится исследование


Экспертиза проводится при личной встрече, в спокойной и комфортной обстановке, как правило, в виде беседы, опросов и тестирований различных видов.

В процессе исследования эксперту важно определить истинные отношения между родителями и ребенком, и для этого используются специальные методики. Для взрослых – это тестовые опросы и письменные задания, для детей – в зависимости от их возраста творческие и проективные методики.

Достоверные результаты достигаются применением целого комплекса исследований, в то время как опора только на один метод может представлять неполную, необъективную картину. Также важно понимать, что использование методик, основанных только на оценке творческой активности ребенка, может существенно повлиять на достоверность результатов, поскольку не исключает неоднозначные интерпретации получаемой информации.

В качестве самых распространенных психодиагностических методик используются:
  • опросник СМИЛ,
  • опросник Кеттелла,
  • тест Сонди и др.
Для объективной оценки детско-родительских отношений задействуются методики, позволяющие оценить позиции обоих родителей к ребенку, а также отношение ребенка к каждому из родителей и сиблингу:
  • методика Рене Жиля,
  • Цветовой тест отношений (ЦТО),
  • Опросник родительского отношения (ОРО),
  • Семейный тест отношений (СТО),
  • Анализ семейных взаимоотношений (АСВ).
По результатам исследования эксперт-психолог готовит заключение эксперта, где детально описывает ход исследования, указывает применяемые методы и детально объясняет полученные выводы.

Экспертиза детско-родительских отношений также может проводиться и комиссией экспертов. Такое происходит обычно при ходатайстве обеих сторон судебного разбирательства. В этом случае эксперты могут подготовить общее заключении или, если их результаты не совпадают, каждый специалист оформляет результаты отдельно.

В составе комплексной экспертизы такое исследование также проводится. Эксперт параллельно работает со специалистами других областей, но готовит только свою часть общего исследования и не зависит от методов и выводов коллег.

Иногда выводы эксперта становятся полной неожиданностью для сторон, и в этом случае главное – не забывать, что все стороны должны исходить из интересов ребенка, а не превращать его в инструмент достижения своих целей.


Читайте также

Закрыть