Заказать звонок
/ Статьи

Закон "об оскорблении власти": мнение экспертов

1 апр 2019
Комментарий эксперта
18 марта Президент России Владимир Путин подписал внесение изменений в Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Эти поправки получили народное название «закон об оскорблении власти», вызвали в обществе бурю негодования и спровоцировали акции протеста еще на стадии рассмотрения.
 
Предлагаем разобраться вместе, что же это за закон и каковы перспективы его применения.
 
Первое изменение – это дополнение Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» статьей 15.1-1 «Порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации».
Пункт первый данной статьи содержит описание информации, доступ к которой ограничивается:
 
«1. В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае ее неудаления».
 
Второе изменение – это дополнение статьи 15.3 «Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона». Теперь пункт 1 этой статьи выглядит следующим образом (обновление подчеркнуто):
 
«1. В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам (далее - распространяемая с нарушением закона информация), включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию».
 
Важно подчеркнуть, что оба изменения касаются закона об информации, который регулирует:
«1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации».

Оба изменения относятся, согласно закону, к ведению Генеральной прокуратуры и Роскомнадзора. Первое ведомство выявляет нарушения, второе – принимает меры по его устранению
 
Предугадать практику применения нового закона сложно. Еще сложнее сказать, будет ли применяться лингвистическая экспертиза или иная экспертиза предположительно нарушающих новый закон текстов. В самом законе об этом ничего не сказано.
 
Однако с экспертной позиции есть две потенциальные точки применения лингвистической экспертизы:
1) относительно ст. 15.1-1 – на предмет неприличной формы высказываний;
2) относительно обновленной ст. 15.3 – на предмет информационного статуса высказываний. Это связано с тем, что понятие достоверности или недостоверности применяется только к тем высказываниям, которые с лингвистической точки зрения имеют информационный статус утверждений о фактах.
Современная судебная лингвистика располагает достаточным инструментарием для решения этих задач. Будут ли правоприменители обращаться к этому инструментарию – покажет будущее.
 
Кстати, нас часто спрашивают, каков будет подход к установлению неприличной формы высказывания в свете обновленного закона. Отвечаем: причин для того, чтобы пересмотреть существующий подход, нет. Неприличной формой с точки зрения лингвистической экспертизы по-прежнему обладают высказывания с нецензурной лексикой и лексикой, близкой к ней по коммуникативной значимости в ситуациях институционального общения.
Также нет причин для того, чтобы пересмотреть подход к участию лингвиста к квалификации оскорбления. Квалификация высказываний как оскорбительных по-прежнему не входит в компетенцию лингвиста и является юридической.

Читайте также:
Закрыть