/Националистический дискурс в интернете: актуализация и формы функционирования
Националистический дискурс в интернете: актуализация и формы функционирования
26 янв 2016
На сегодняшний день экспертная практика свидетельствует об усилении ксенофобских настроений в связи обострившейся ситуацией в мире. Появление большого количества приезжих, а также их активное желание приспособиться к жизни в новой стране могут служить катализатором всплеска националистических настроений среди молодежи и их активному участию в радикальных акциях в поддержку идеи национальной и расовой чистоты.
По данным МВД России, в среднем до 80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет, сознание которых формируется и крепнет в среде интернет-общения посредством, казалось бы, безобидных мемов, комиксов, где в популярной и удобной для восприятия форме продвигаются идеи о расовой неполноценности, о необходимости насильственных действий в отношении отдельных национальных групп как способа избавления родного государства от пагубного влияния извне. Идеи насилия активно продвигаются в социальных сетях в юмористической форме, в форме популяризации всего «истинно русского и славянского» как способа сплочения нации в целях противостояния врагу. Обычный механизм, привлекающий новых лиц к активистам националистических организаций – это пропаганда идеи сплочения нации на основе насилия и расизма, наполненных новым идейным содержанием, основанным на объединении элементов новизны, мифа и истории.
Актуализация националистического дискурса происходит с помощью таких возможных форм выражения, как символы, идеологемы, лексемы, шифры и аббревиатуры, а также персоналии.
Символы
Чаще всего в качестве символики российские националистические организации избирают нацистские (фашисткие символы) символы, среди которых эмблемы и знамена НСДАП, Национальной фашистской партии Италии, Фашистской республиканской партии Италии, фашистской организации бывших ветеранов национальной войны – «Союз ветеранов», штурмовых отрядов, военизированных подразделений НСДАП (СА), символика СС и его структурных подразделений, символика гестапо.
Так, например, самый известный символ нацистской Германии – это так называемая свастика (правосторонний крюкообразный крест, под углом 45 градусов, «Hakenkreuz»). Данный символ был избран А.Гитлером за его простоту, значение движения и жизни и представление о мистическом «арийском символе». В результате мощной идеологической работы свастика стала национальным символом борьбы за торжество арийской расы и на много лет прочно обосновалась в сознании людей как символ нацистской Германии. Современные ультраправые организации также часто используют данный символ как в его фашистском значении, при этом обычно номинируя его «коловрат», так и актуализируют первоначальное значение движения на основе изображения иных свастических символов, основываясь на их универсальности и распространенности во многих культурах мира. Таким образом, свастика в новом идейном ключе освобождения славян от инородцев приобретает сакральные славяно-языческие черты, может видоизменять форму, становясь новым символом националистического движения.
Еще один пример активного использования мифа и истории в русле нового идейного содержания активно коррелирует с популяризацией Третьего Рейха как некоего симбиоза язычества и христианства в качестве нравственно-политического идеала. Тот же принцип используют и современные националистические организации, в основу которых положена идея превосходства славян. Языческие символы, мифология, таким образом, преломляются в русле нового течения, объясняя и наполняя необходимым смыслом идеологию расового превосходства. По такому принципу русское националистическое движение «Северное братство», выступающее за создание моноэтнического государства «Светлая Русь», в качестве эмблемы использует языческий символ «Квадрат Сварога», именуемый также «Звезда Руси», который актуализирует направленность движения против мировых религий, утверждая идеи язычества, которые исконно присущи славянам, в духе нового времени.
Идеологемы
В националистическом дискурсе особое место занимает выражения превосходства своей расы как избранной, генетически совершенной. В данном случае, популярно использование помимо положительно оценочных номинаций идеологем со значением избранности и уникальности. Самая популярная идеологема в данном случае – «белый» в контекстах «белый мир», «белая раса», «белый воин», «белое братство». Идеологема «белый» в националистическом дискурсе не обозначает цвет в его обыденном понимании, но содержит идею уникальности людей с белым, светлым цветом кожи по сравнению с другими. С помощью атрибутов белого цвета происходит идентификация националистов между собой (белые шнурки на ботинках скинхедов свидетельствуют о приверженности идеи расизма), в интернет-среде, в молодежном творчестве идея превосходства «белого» как своего над другими обычно является идентификатором националистического дискурса.
И если в мировом националистическом сообществе преобладают общие идеи превосходства «белой расы», то в России активно продвигаются идеи превосходства славян над другими народами, обычно российскими или стран ближнего зарубежья. В таком случае популярными идеологемами становятся стереотипные представления о славянах как воинах, медведях при постоянной актуализации идеи «русскости», идеальное государство соотносится с императорской Россией или древней Русью, основу которого составляли славяне как моноэтнос, идея «очищения» расы, крови путем ограничения межрасовых связей выдвигается на первый план. Важным условием здесь также должно являться взаимодействие всех идеологем с контекстом, поскольку сами по себе эти идеи могут служить лишь показателем увлеченности человека историей, патриотизмом или субъективным выражением реакции на события в мире.
Лексемы
Опыт экспертной практики показывает, что о националистическом дискурсе часто свидетельствуют отдельные лексические единицы, но чаще всего не самостоятельно, а в целостном контексте. Националисты, в частности неофашисты, активно используют понятие «недочеловек» («untermensch»), заимствованное нацистами из книг американского расиста Лотропа Стоддарда и популярное в идеологии нацистской Германии при обозначении «второсортных рас» и актуализации превосходства своей расы (арийской – у национал-социалистов, славяно-арийской – у неонацистов). Однако русские националисты по большей части склонны к употреблению конкретных негативнооценочных номинаций групп лиц, объединенных по национальному признаку (чурки, хачи, жиды, черномазые и др.). Подобные значения актуализируют националистический дискурс в том случае, если в тексте кроме резкой негативной оценки есть информация о неполноценности и недостойности отдельной группы лиц или описываются враждебные действия против нее.
Аббревиатуры и числовые сочетания (криптограммы)
Ярким показателем националистического дискурса, обычно в интернет-среде, могут выступать числовые сочетания или аббревитауры с зашифрованным значением ключевых дат, событий или личностей, связанных с различными формами национализма. Например, в сочетании «4/20» зашифрован день рождения А.Гитлера, сочетание «14/88» означает также 14 слов и 88 заповедей Давида Лэйна, одного из идеологов расизма, в аббревиатуре «NS/WP» зашифрована приверженность двум основным направлениям расизма и национализма (англ. «NS» – сокр. «National Socialism», «национал-социализм», «WP», сокр. «White Power», «белая власть»).
Персоналии
Также ярким примером актуализации националистического дискурса может служить упоминание персоналий, ключевых или популярных личностей, связанных с различными националистическими идеями и движениями. Среди таких личностей обычно выступают А. Гитлер, Д. Лейн, Д. Боровиков, А. Брейвик и др. Однако, в первую очередь, следует обращать внимание на контекст употребления, поскольку в среде интернет-общения огромное количество материалов имеют сугубо юмористическую цель и не направлены на актуализацию националистических идей. В таких контекстах возможны юмористическая интерпретация исторических фотографий (например, подпись «Ну где же ручки, где же ваши ручки?» к фотографии А. Гитлера, публично выполняющего нацистское приветствие в идее поднятой под небольшим углом правой руки), высмеивание отдельных известных личностей или сопоставляемых с ними по какому-либо сходному признаку (например, сопоставление изображения А. Гитлера с фотографией кота, окрас морды которого напоминает характерные для А. Гитлера усы).
Соответственно, все перечисленные особенности могут свидетельствовать об актуализации националистического дискурса, но должны рассматриваться только в совокупности с контекстом. В идеале решение о содержании в тексте информации о неполноценности или превосходстве, о направленности текста на достижение особой цели, о положительной оценке действий военных преступников должно приниматься квалифицированными экспертами по результатам лингвистической, психологической, исторической или других видов экспертиз, тем самым обеспечивая объективность правовой оценки действия для правоохранительных органов.
Современное российское законодательство на сегодняшний день направлено на выявление, активную борьбу и пресечение актов экстремизма. Молодые люди, общаясь в социальных сетях, часто не осознают, что мнимая анонимность в интернете не залог безнаказанности, однако технологии XXI века шагнули далеко вперед, и остаться анонимом в интернете уже практически невозможно. Сегодня необходимо учитывать, что российское законодательство не делает разницы между общением в Интернете и любыми другими формами общения, как не делает различий между созданием и распространением собственного материала и репостом к себе на страницу чужого, а значит любая информация, актуализирующая националистический дискурс, может стать причиной административного или уголовного наказания.
В связи с этим назначение экспертизы должно стать обязательной мерой в установлении экстремистского характера материалов в объективных доказательных целях, а также целях эффективного пополнения Федерального списка экстремистских материалов и перечня заблокированных интернет-ресурсов.
Обзор подготовлен в рамках реализации социально значимого проекта «Судебная экспертиза по делам об экстремизме – инструмент обеспечения законности и государственной безопасности Российской Федерации» экспертом АНО «Лингвистический экспертно-консультационный центр» Е.И. Шмидт.