Заказать звонок
/ Статьи

Лингвистика против терроризма

12 сен 2013
Вчера, 11 сентября, прошла двенадцатая годовщина одного из самых громких (если не самого громкого) и известных терактов в мировой истории. Траурные мероприятия по данному поводу в очередной раз напоминают всем об опасности, которую представляет для населения Земли такое явление, как терроризм. Хотя стоит ли о нем напоминать? Несмотря на непрерывно ведущуюся борьбу специальных служб с террористическими организациями и террористической деятельностью, никто не может быть уверен в том, что завтра на его улице, рядом с его домом/работой не грянет гром и не полетят осколки.

Мы привыкли думать, что борьба с терроризмом осуществляется какими-то силовыми методами – разведкой, внедрением в стан врага, арестами участников террористических группировок. Мало кто задумывается о том, что терроризм – явление прежде всего идеологического порядка, основанное на внедрении в сознание человека определенных суждений, идей, убеждений. Может ли человек в одну минуту решиться надеть на себя жилет со взрывчаткой или сесть в самолет с чемоданом, полным динамита? Достаточно ли нескольких часов, чтобы заставить человека взять в руки оружие и запереться в театре с двумя сотнями заложников? Нет.

Терроризм и идеи терроризма, как невидимый газ, просачиваются в сознание обычных людей, замаскированные под праведный гнев, под апелляции к разуму – «Смотри, насколько все плохо!», под религиозные убеждения… Само собой, в девяноста процентов случаев это происходит не само по себе, а в соответствии с замыслом и целенаправленной деятельностью других людей.

Не вдаваясь в подробности того, под влиянием каких факторов идеи терроризма получают спонтанное рождение в умах людей, остановимся и поговорим немного о том, какими средствами вольно (реже – невольно) информация о террористической деятельности может быть подана как побуждение, предписание, убеждение в правильности, допустимости, необходимости, целесообразности и т.п.

Если запрет на собственно террористические действия и деятельность наложен статьей 205 УК РФ, то речевые действия, имеющие отношения к терроризму, регламентируются статьей 205.2 УК РФ:

«1. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма - наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, - наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Примечание. В настоящей статье под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».

В качестве регламентируемых речевых действий в статье закона указаны призывы и оправдания. Оба этих речевых акта поддаются выявлению и лингвистической квалификации. И даже невозможность использования юридических формулировок (лингвист не вправе квалифицировать какие-либо действия как террористические) не препятствует назначению лингвистических экспертиз и исследований по данному вопросу. Вопросы, которые могут быть поставлены на разрешение эксперты, формулируются следующим образом:

«Содержится ли в тексте речевой акт оправдания? Если да, то каково его содержание?»

«Содержится ли в тексте речевой акт оправдания деятельности какой-либо группы? Если да, то какой?»

«Содержатся ли в тексте призывы? Если да, то каково их содержание?»

И далее уже правовыми методами доказывается, что содержание речевых актов представляет собой террористическую деятельность, а группа, о которой идет речь, признана террористической организацией.

Задача борьбы с терроризмом вошла в круг задач лингвистической экспертизы сравнительно недавно. И если различные вопросы, связанные с признаками экстремизма, решались в рамках лингвистической экспертизы давно и успешно, вопросы, связанные с терроризмом, как экспертами-лингвистами, так и правоохранительными органами в вопросе назначения экспертиз почему-то игнорировались. К счастью, этот недочет в настоящее время исправлен.

Почему важно привлекать силы и средства лингвистической экспертизы к борьбе с терроризмом? Как уже было сказано вначале, террористическая деятельность осуществляется не только «мечом и железом», но и словом. А слово, как известно – мощнейшее орудие воздействия на сознание и волю человека. Остановить распространение идей терроризма на начальной стадии, прекратив распространение текста или массива текстов, содержащих призывы к террористической деятельности, ее оправдание и одобрение – важный и значительный шаг, который поможет сэкономить реальные человеческие силы и средства, избежать жертв тех, кто мог заразиться этими идеями и воплотить их в жизнь.

В непосредственной близости от памятной даты 11 сентября хотелось бы напомнить о том, что решение общемировых и национальных проблем – дело, в котором важна работа специалистов различных направлений, и мы, эксперты-лингвисты, располагаем знаниями, силами и готовностью оказать в этом деле посильную помощь.

Надежда Вязигина

Закрыть