Заказать звонок
/ Не считают за людей, или как IKEA обидела покупательниц

Не считают за людей, или как IKEA обидела покупательниц

26 дек 2018
Комментарий эксперта

Недавно российское представительство компании IKEA опубликовало на своей официальной странице в Facebook неоднозначный пост, который возмутил феминисток. В частности, негодование Интернет-пользователей вызвала фотография сидящей за накрытым столом собаки, под которым располагались следующие рекомендации: «Если вы случайно поцарапали его машину или погрызли тапочки: *приготовьте блинчики с вареньем * положите на стол его любимую настольную дорожку GODDAG/ГОДДАГ *встречайте его с легкой улыбкой * избегайте оборотов "дорогой, нам надо поговорить"». 

Собака Икея.jpg

Ответ на подобные советы не заставил себя долго ждать – на представителей компании тут же обрушились резкая критика и обвинения в сексизме со стороны возмущенных читательниц:

  • «Типа женщина – это как и собака, домашнее животное? Вы хорошо подумали над этим текстом, а?»;
  • «Надеюсь, руководство ИКЕА сделает вывод, принесёт публичные  извинения за данный сексистский пост и уволит с соответствующей записью в трудовой книжке о профнепригодности человека, написавшего этот текст…»;
  • «реально непонятно, к чему эта приписка про поцарапанную машину, если на фото собака, а вы и правда никого не хотели обидеть» и др. 

Мы решили разобраться в этой ситуации и прокомментировать ее с лингвистической точки зрения.  


Сексисты или юмористы? 
Как было сказано выше, читателей нашумевшего поста оскорбило сравнение женщины с собакой. Однако можно ли утверждать, что в данном случае речь идет о сексизме? В первую очередь стоит отметить, что данный пост имеет рекламный характер. Так, представители компании презентуют потенциальным покупателям свой товар – настольную дорожку GODDAG (ГОДДАГ) (перед которой собственно и сидит «провинившаяся» собака). Соответственно, основной коммуникативной целью поста является привлечение внимания к конкретному продукту. Для достижения заданной цели маркетологи избирают довольно популярный прием аллегории. Использование образа животного в данном контексте призвано не только привлечь внимание, но и расположить к себе аудиторию при помощи дружелюбного существа (впрочем, в конкретной ситуации это влечет за собой обратный эффект). 
Возникает вопрос, соответствует ли статья требованию законодательства о рекламе: «6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия» [Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ]. 
Решение этот вопроса требует обращения к нормам современной коммуникации, находящимся в ведении лингвистики. Тут следует отметить, что в современной культуре русскоязычной коммуникации до сих пор не сформировались устойчивые нормы, касающиеся половой сферы. Точнее, мы знаем, что нехорошо браниться, грубить, но вот более тонкие сферы – что делать с ними? Как нельзя говорить о женщине, чтобы не задеть недавно сформировавшиеся феминистические нормы? Или нормы, касающиеся отношения к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью? Можем ли мы называть негров неграми или пора, как в Америке, перейти на более политкорректную номинацию? 

К примерам, аналогичным вышеописанному, можно отнести рекламу сотового оператора «Теле 2» с изображением Венеры Милосской и надписью «Ничего лишнего». Ничего лишнего – это как? Что все, кроме туловища, женщине в общем-то не нужно? Или вот видеоролик, в котором проспавшего выборы отца семейства наутро атакует военкомат, сын ходит в пионерской форме времен СССР, а жена взяла «на передержку» гея. Многие зрители обвинили авторов в использовании социальных фобий, т.е. в том числе эксплуатации тематики гомофобии. Корректно ли это? 

Но вернемся к образу собаки и посту по поцарапанную машину. Несмотря на то, что в общем и целом пост нельзя назвать оскорбительным и непристойным, с точки зрения эффективности рекламного текста он неудачен, и именно из-за эксплуатации образа собаки. Дело в том, что и образ собаки, и даже слово «собака» в русскоязычной культуре, при всей нашей любви к четвероногим друзьям, сопровождается негативными ассоциациями. Слово «собака» и его производные также используются как ругательства: «собаки серые», «холод собачий», «дерьмо собачье» и т.п. Несмотря на позитивный и ироничный контекст спорного поста, эти ассоциации никуда не исчезают и как минимум не вызывают желания приобрести рекламируемый товар. Как максимум – реакцию некоторых читательниц на пост вы уже прочитали. Вероятно, образ какого-либо другого животного (зайки, кошечки) не вызвал бы столь негативной реакции.

Пост икея.JPG

Таким образом, в данном случае образ собаки с точки зрения лингвистической экспертизы не является непристойным и оскорбительным, а его использование не имеет цели унизить женскую аудиторию. Кроме того, как впоследствии высказались сами представители IKEA, они «ни в коем случае не хотели обидеть кого-либо данным постом, который носит сугубо юмористический характер». А как считаете вы: является ли такой пост оскорбительным для женщин?

Читайте также:
Оскорбление чувств верующих: экспертные комментарии
Жириновский и Собчак: комментарий эксперта



Закрыть